19 марта 2023 года
Тяжелому машиностроению легче не стало«С введением санкций против России можно было бы ожидать, что для наших машиностроителей наступило благодатное время. Но импорт из недружественных стран заменился на импорт из дружественных: ЮАР, Китая и Турции, — и теперь новые игроки активно занимают наш рынок», — сетует Евгений Никулин, главный инженер обогатительного оборудования отдела «Обогащение» группы «Канекс». У этих поставщиков есть те же преимущества, что и у их европейских конкурентов, — референции, то есть положительный опыт эксплуатации машин и агрегатов, а также финансовая поддержка, в том числе со стороны правительств, заинтересованных в экспорте.
[...]
Машиностроители отмечают, что металлурги не спешат заказывать и покупать их продукцию, которую они в состоянии произвести, из-за отсутствия референций. Получается своего рода замкнутый круг: не покупают, потому что нет референций, а референций нет, потому что не покупают и нет опыта эксплуатации.
«Отчасти помочь нашим отраслевикам могут, например, сопроводительные письма-рекомендации Минпромторга или Минэкономразвития: референция правительства создала бы правильное отношение наших горнодобытчиков к отечественным машиностроителям, — говорят в группе “Канекс”, — Кстати, у нас есть такое письмо от правительства Челябинской области, и определенные двери оно открывает».
С одной стороны, потенциальных заказчиков можно понять: оборудование дорогое, и рисковать миллиардами рублей инвестиций в то, что не подтвердило свою эффективность, весьма опрометчиво. С другой стороны, производители утверждают, что их продукция ничуть не хуже западных образцов: «Мы уже давно идем по пути копирования лучшего, что есть на рынке, докручиваем под потребности заказчиков, интегрируем это в свои разработки, предлагаем взаимозамещение по уже поставленным позициям, начиная с запасных частей к существующему парку и далее выходя на производство самого оборудования. Свою работу мы ведем совместно с научными институтами и спецпроектными организациями. И она охватывает не только номенклатуру, которую рынок потребляет, но и перспективные проекты с горизонтом три‒пять лет».
Есть желание, но нет возможности
Чтобы потеснить иностранных производителей, российским сегодня нужно быстро разрабатывать и выпускать импортозамещенное оборудование. Но договориться с заказчиком о том, чтобы провести опытно-промышленные испытания, непросто, потому что для него это риск. Во-первых, ему нужно остановить производство, чтобы «вписать» в технологию российское оборудование, а любая остановка — это потеря денег. Во-вторых, по итогам испытаний может оказаться, что оборудование не покажет ожидаемой эффективности. Но даже если все прошло успешно, у заказчика все равно есть только право, а не обязанность купить это оборудование. Производитель при этом уже понес затраты на научные исследования, разработку и производство. А иногда и привлек стороннее финансирование, которое тоже стоит денег.
«Внедряя что-то новое, все стороны должны смириться с определенной долей риска и идти друг другу на встречу. Залог успеха — плотное взаимодействие государства, добывающих и металлургических компаний и российских производителей», — уверен Анатолий Хасянов (генеральный директор НПО РИВС, которое занимается разработкой технологий обогащения полезных ископаемых и производством флотационного оборудования для горно-обогатительных комбинатов).
Производители импортозамещенной продукции для добычи и обогащения полезных ископаемых сами нуждаются в импортозамещении используемых материалов и комплектующих.
«Из материалов трудности с наличием полиуретана, который используется как элемент футеровки, а также при изготовлении целых деталей, — рассказывает Евгений Никулин. — Связано это с тем, что в России отсутствует собственная сырьевая база одного из его важнейших компонентов — изоцианата. С началом пандемии импорт стал дорог, долог и сложен, а санкции против нашей страны еще сильнее усугубили ситуацию. Равноценной замены полиуретану нет. На износостойкую резину заказчики не соглашаются, даже несмотря на то, что этот материал дешевле: им важна не стоимость изделия, а стоимость его эксплуатации в расчете на тонну продукции».
Есть проблема с редукторами для флотационных машин большого объема. Россия не обладает компетенциями и технологиями для их изготовления: в советское время больших флотомашин не было, а в 2000-е годы наш рынок был отдан крупным иностранным компаниям. Правда, сейчас ситуация здесь меняется: РИВС выводит на рынок большую флотационную машину объемом 200 кубометров. По словам Анатолия Хасянова, она проходит испытания и уже сконструирована машина на 300 кубометров. До этого момента ни один российский производитель не делал флотомашины объемом более 100 кубометров. В планах компании — машины на 500 и 700 кубометров.
Отдельный вопрос — системы управления и программное обеспечение. Российские производители есть, но опять-таки есть и проблема референций, заказчики порой не доверяют отечественным решениям. Здесь участники рынка вспоминают волевое решение правительства, которое обязало крупные компании в нефтегазовой отрасли использовать российское ПО. Как результат — в этой сфере оно сегодня не уступает западному. «То же самое нужно внедрить и в нашей отрасли. Добыча и переработка твердых полезных ископаемых такая же стратегически важная отрасль, нуждающаяся в протекционистских мерах со стороны государства», — считает заместитель технического директора по автоматизации группы «Канекс» Евгений Неупокоев. Он отмечает еще одну проблему внедрения российских продуктов: «Представьте, что вы поставили на такую фабрику, построенную на базе иностранной системы автоматизации производства, российскую флотомашину. Вам нужно не только ее саму автоматизировать, но и подключить к обмену данными с остальным оборудованием. То есть, грубо выражаясь, придется городить огород. Не все заказчики готовы на это. Например, позиция “Алросы”, у которой все фабрики построены на Allen-Bradley, заключается в том, что существующие производства продолжают работать и модернизироваться на американской системе, а вот новые мощности будут проектироваться с учетом отечественного предложения. Но есть и те, кто решительно встал на лыжи импортозамещения. “Уралкалий” с помощью своего ВНИИ Галургии в приказном порядке начал перевод производства на российскую автоматику. Но этот пример скорее исключение».
Собственно, от воли руководителей и владельцев предприятий здесь зависит многое. Участники рынка вспоминают историю тридцатилетней давности, когда основатель золотодобывающей компании «Полюс» Хазрет Савмен из патриотических соображений не стал закупать импортное оборудование, а предложил компании «Усольмаш» из Иркутской области разработать и произвести российскую флотомашину ФПМ УП-100 с объемом рабочей камеры 100 кубометров — таких машин раньше в стране никто не делал.
Все-таки ситуация постепенно разворачивается в сторону российских производителей оборудования для горнодобытчиков и металлургов. Последние постепенно избавляются от надежды на то, что иностранные производители, как взбалмошная жена, погуляют да вернутся. Но нет. Развод, сдается, произошел окончательный.
[...]
«Сегодня нет ни одной производственной площадки, которая не была бы загружена проектами горной отрасли России. Но надо признать, что в основном это заказы на вспомогательное оборудование, так как высокотехнологичные вещи (мельницы, флотомашины, сорбцию, десорбцию) забирают китайцы. По российскому рынку расходится менее высокотехнологичное, но и на основное оборудование контракты у нас случаются», — рассказывает Евгений Никулин.
[...]
Своим умом, своими руками
[...]
В металлургической стратегии четко прописано, что развитие отечественного инжиниринга — основа обеспечения технологического суверенитета России. Там же поставлена задача разработать программу развития российского инжиниринга и металлургического машиностроения.
Программа эта пока не создана, о сроках ее подготовки в министерстве промышленности не говорят. Однако, отвечая на вопросы «Эксперта», ( заместитель министра промышленности) Виктор Евтухов, отметил, что в рамках такой программы «необходимо предусмотреть целый ряд инструментов, стимулирующих рост вложений в инновации». Средством мотивации к развитию отечественных инжиниринговых центров, по мнению замминистра, в числе прочего должна стать государственная промышленная политика, государственная поддержка, включающая в себя налоговые льготы, экономическая и социальная политика, учитывающая интересы частного бизнеса.
«Развитие национальной инжиниринговой школы позволит противостоять конкуренции иностранных инжиниринговых компаний и в перспективе позволит вытеснить с российского рынка иностранные инжиниринговые компании, а также расширить присутствие российских инжиниринговых компаний на мировом рынке», — считает Виктор Евтухов.
[...]