Группа «КАНЕКС»
Logo
, Россия, Московская область, г. Москва, 2-я Звенигородская 13, стр.37
Телефон: +7(495) 137 90 90
Почта: info@kanex.ru
Факс: +7(495) 137 90 90

Журнал «Добывающая промышленность» № 5 (29), 2021 г.

9 сентября 2021 года

Российский рынок флотационных машин: анализ ситуации и сценарии развития

Пенная флотация — это на сегодня наиболее эффективный и общепризнанный метод обогащения угольных шламов, получивший широкое промышленное распространение. Основывается на таких физико-химических свойствах полезных ископаемых, как гидрофобность и гидрофильность. В пульпе, насыщенной пузырьками воздуха, гидрофобные частицы не смачиваются водой, прилипают к ним и поднимаются в пенный продукт, который затем обезвоживают, высушивают, брикетируют. Гидрофильные частицы, напротив, намокают и опускаются на дно камеры (в дальнейшем камерный продукт удаляется из флотомашины). Для более эффективного процесса обогащения (повышения концентрации полезных компонентов в перерабатываемом сырье) разработаны различные флотационные реагенты, которые позволяют изменять поверхностные свойства частиц.

Текст: Сергей Боговик, Андрей Черницын

Для флотации угольных шламов используют в основном машины механического типа, в которых перемешивание и аэрация пульпы осуществляются с помощью механической мешалки — импеллера. Хотя встречаются также пневмомеханические и пневматические аппараты.

До сравнительно недавнего времени в российской угольной отрасли доминировали флотационные машины отечественного производства — на предприятиях эксплуатировалось изготовленное в СССР оборудование, которое поддерживалось в рабочем состоянии путём ремонта и модернизации. Однако вместе со строительством новых углеобогатительных фабрик и реконструкцией имеющихся мощностей возник спрос и на новые флотомашины. Удовлетворялся он преимущественно зарубежными производителями: на сегодняшний день, как показывает исследование рынка, проведённое группой «Канекс», доля импортного флотационного оборудования на российских обогатительных предприятиях составляет более 65%.

Среди используемых сейчас российскими угольными предприятиями отечественных и импортных флотомашин подавляющее большинство составляет техника камерного типа. В основном это флотомашины с шестью камерами объёмом от 12 до 16 м куб. (на старых отечественных машинах объём камер составляет 6 м куб.).
Структура российского потребления флотационных машин по странам-производителям.png
До 2013 года основным поставщиком флотомашин для отечественных угольных предприятий являлась американская компания Capital Equipment and Trading Corporation (CETCO) — структурное подразделение Minerals Technologies Inc. Однако затем её практически вытеснила датская FLSmidth — крупный транснациональный разработчик и производитель оборудования для горнодобывающей, обогатительной и цементной промышленности.

В 2014–2016 годах Россия почти не закупала флотационные машины, в том числе и из-за спада в экономике. Зато в последующие четыре года FLSmidth поставила российским углеобогатительным фабрикам сразу 17 единиц, причём пик пришёлся на 2017 год. Самой популярной моделью компании стала шестикамерная флотомашина типа Wemco 1+1 — их было продано 15 штук на общую стоимость 245 млн рублей.

В этот же период благодаря, в том числе, и введённым со стороны США и ЕС санкциям, а также низкой стоимости продукции на российском рынке смогли закрепиться китайские производители. Наиболее крупный из них — TechGart Industrial Technology Co., Ltd. — инженерно-строительная компания, предлагающая комплексные решения для проектов в угольной отрасли.

На российских предприятиях эксплуатируются также флотомашины производства немецкой компании MBE Coal & Minerals Technology и специализирующейся на пневматических машинах колонного типа американо-канадской Eriez Manufacturing Co. Однако их доля невелика, к тому же MBE Coal & Minerals Technology в 2019 году обанкротилась.
Структура импорта флотационных машин по странам-поставщикам, объём в денежном выражении указан без НДС.png
В проведённом группой «Канекс» исследовании также отмечаются два украинских производителя. Это НПК «Гравикон», которая является наследником наработок института «Гипромашуглеобогащение», занимается выпуском модернизированных флотационных машин типа МФУ-12, и ООО «Луганский машиностроительный завод им. Пархоменко» — небольшое предприятие, поставляющее флотомашины и запчасти к ним на угольные фабрики Ростовской области.

Среди российских производителей выделяются три компании: ООО «Элемент», ООО «Машстройиндустрия» и АО «Машзавод Труд». Первая из них, ООО «Элемент», поставляла камерные флотомашины типа M-Flot для Распадской угольной компании и ООО «УК «Эльгауголь». Кроме того, предприятие выпускает колонные флотационные машины типа С-Flot, которые также могут быть применены в угольной отрасли. ООО «Машстройиндустрия» производит самые распространённые типы отечественных флотационных машин — МФУ-6 и МФУ-12. АО «Машзавод Труд» выпускает флотационные машины типа КФ-6.5М и ФПМК-40, которые могут применяться для обогащения угля, однако данных об их использовании на угольных фабриках в настоящее время нет.

Согласно результатам проведённого экспертами группы «Канекс» анализа, на сегодняшний день на углеобогатительных фабриках России задействовано в общей сложности не более 135 флотационных машин. Опираясь на этот показатель и соотношение в нём флотомашин импортного и отечественного производства, а также на данные о закупках флотационного оборудования за период 2014–2020 годов и среднюю стоимость одной машины, эксперты «Канекса» сделали вывод, что среднегодовая потребность российского рынка флотационных машин составляет примерно шесть единиц, а денежный объём — 102 млн рублей.

Эксперты компании также выстраивают два сценария дальнейшего развития отечественного рынка флотомашин: оптимистический и пессимистический. В основе этих сценариев лежат текущие и прогнозные показатели добычи и переработки коксующегося угля на территории России, данные о перспективных проектах в отрасли, а также предположение о том, что при устойчивом экономическом положении предприятиям может понадобиться реконструкция действующих производств с заменой устаревшего оборудования.

Оптимистический сценарий прогнозирует рост рынка флотомашин к 2025 году до объёма в 330–350 млн рублей за счёт расширения производственных мощностей в угольной отрасли и в первую очередь — строительства новых обогатительных фабрик на Эльгинском месторождении, где уже до 2023 года планируются запустить шесть новых флотомашин стоимостью 57 млн рублей каждая. Кроме того, свою долю в рост рынка в рамках данного сценария вносит замена устаревшего оборудования на действующих производствах, а также фактор инфляции.
Второй, пессимистический, сценарий исходит из того, что текущая ситуация, связанная с пандемией коронавируса, способна стать причиной сдвига сроков сдачи новых обогатительных фабрик на 2023 год, а также в целом замедлить российскую экономику. В этом случае объём рынка флотомашин к 2025 году может составить только 160–180 рублей. Учитывается также и тот факт, что некоторые из новых проектов по добыче и переработке коксующегося угля могут использовать нефлотационные методы обогащения.

При этом эксперты «Канекса» отмечают, что объём российского рынка флотационных машин при любом из двух сценариев останется сравнительно небольшим и рекомендуют поставщикам проводить тщательный расчёт затрат и сроков окупаемости при принятии решения об освоении данного типа оборудования.

В настоящее время, поясняют специалисты, загруженность российских обогатительных предприятий составляет около 70%. То есть имеющихся мощностей достаточно, и потребность в новом оборудовании возникает только при запуске новых обогатительных фабрик, при замене старого советского оборудования или же в случае глобального расширения производства.

Обратная связь

Центральный офис группы «КАНЕКС»

Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, стр. 37

+7(495) 137 90 90

info@kanex.ru

Нажимая кнопку «Подтверждаю» или продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.
Подтверждаю Подробнее